+7 (928) 452-83-45
+7 (940) 991-63-34

Описание программы реабилитации наших центров

1. Цели реабилитационного центра: 

Достижение пациентами  состояния пожизненной или длительной ремиссии (не менее 3-х лет), возвращение пациента к полноценному и здоровому образу жизни, формирование и восстановление  здоровых отношений  с родителями и близкими людьми, приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для формирования нормативного личностного и социального статуса. 

2. Задачи реабилитационного центра: 

Диагностика и анализ  психопатологической базы пациента  предрасполагающей  к возникновению и развитию  зависимости.

Психотерапия, психокоррекция и духовное  развитие личности пациента

Формирование  осознанной  и устойчивой  мотивации  на отказ  от  употребления  любых психоактивных веществ изменяющих  сознание.

Создание  реабилитационного пространства, способствующего  реадаптации и ресоциализации  пациента.

Создание безопасной среды для апробации новых форм поведения.

Восстановление  семейных взаимоотношений  и здоровых коммуникативных связей

с другими значимыми лицами. 

Преодоление  и профилактика    созависимого  поведения у родственников  пациента.

 3. Целевая аудитория реабилитационного центра:

 Принимаются пациенты(мужчины и женщины) с зависимостью от алкоголя, наркотиков (психостимуляторы, опиаты, галлюциногены, психотропные лекарства), полинаркоманией, имеющие разный уровень УРП. Также проводится работа с пациентами с сопутствующим психическим заболеванием в стадии компенсации или имеющими пограничные расстройства. Пациенты с игровой зависимостью.

Родственники,  в некоторых случаях  работодатели.

 4. Сроки стационарной и амбулаторной программы реабилитационно-клинического центра:

 3 месяца стационарной реабилитации;

3 месяца амбулаторной программы. 

5. Этапы реабилитационного центра: 

1-й – адаптационный этап: знакомство с программой, с правилами центра;

2-й – формирование устойчивой мотивации, этап стабилизации эмоционального фона, осознание глубины заболевания;

3-й – психокоррекционный, этап признания необходимости обращения за помощью, глубокий самоанализ, принятия необходимости изменения в мышлении и поведении;

4-й – ресоциализация. 

6. Диагностика в реабилитационном центре:

 анкетирование;

динамическое наблюдение;

консультация психолога;

тестирование;

тренинги;

беседа;

интервью.

 7. Предполагаемая эффективность реабилитационной программы:

 Не менее 40% ремиссий, продолжительностью более года.

 8. Реальная эффективность:

 71%  ремиссий от года и более  после прохождения полной программы-3 месяца, стационарно программы и 3 месяца  амбулаторной программы; 

14%  имели  не более  1 срыва в течение года, который носил кратковременный  характер с последующим возвратом в программу «12 шагов» в различных проявлениях (стационарное пребывание, амбулаторные занятия, посещение групп самопомощи).

 9.Полный  курс  реабилитации в реабилитационном  центре: 

6 мес стационар и 3 мес послечебная  программа 

10. Количество терапевтических часов: 

Индивидуальной и групповой терапии около 40 - 45 часов в неделю на одного пациента. 

 

Описание стационарной программы: 

Персонал: 

Психолог – 4 сотрудника (специалисты имеющие высшее психологическое образование и дополнительное образование в области хим. зависимости);

Консультант по химической зависимости - 5 сотрудников (специалисты имеющие стаж трезвости более 3-х лет);

Врач  психиатр–нарколог – 1 сотрудник;

Медсестра – 2 сотрудника;

Водитель – 1 сотрудник. 

Места проживания в стационаре: 

Москва; Абхазия (Гагры); Калуга (Угра); Тамбов. Частный дом, отдаленная местность, чистый воздух, тихая спокойная атмосфера. 

Общие цели и задачи стационарного этапа: 

временная изоляция  пациента из  неблагоприятной социальной среды (дилеры, соупотребители);

обеспечение возможности комплексной работы с  биологическими,  психологическими, социальными  и духовными проявлениями болезни ;

возможность структурирования  контактов с родственниками для  осуществления параллельной  психокоррекционной  работы  с зависимым и созависимым поведением и  изменением  патологически сложившейся  системы  внутрисемейных отношений;

подготовка к амбулаторному  этапу реабилитационной программы, знакомство с группами самопомощи, как одним из основных инструментов обеспечения  длительной и устойчивой ремиссии. 

Методологические аспекты: 

Для  реализации  целей  и задач  стационарного этапа реабилитационной программы   используются:

задания программы «12 шагов»;

трансактный анализ;

семейные расстановки;

символдрама;

психодрама;

гештальт-терапия;

телесно ориентированная психотерапия.  

Психодиагностика: 

Включает в себя осмотр врача психиатра-нарколога,  динамическое наблюдение с использованием  ежедневных протоколов психологов и консультантов, тестирование:

«самооценка психических состояний» по Айзенку;

«исследование самооценки» по Дембо-Рубинштейн;

ИЖС;

«копинг –тест Лазаруса»;

«индикатор копинг –стратегий Амирхана»;

«ДМО»;

социометрия;

проективные методики;

рисуночные тесты: Дом, Человек, Дерево, Два дома, Рисунок семьи, Пиктограмма, Автопортрет, Картина мира, Свободный рисунок, Несуществующее животное;

личностный дифференциал;

тест руки (Hand test);

методика "Агрессивность";

исследование памяти: «10 слов» (Леонтьев);

опросник САН (самочувствия, активности и настроения);

шкала депрессии;

"Неоконченные предложения";

диагностика структуры интеллекта тестом Амтхауэра;

прогрессивные матрицы Равенна;

методика исследования социального интеллекта;

тест коммуникативных умений Михельсона;

тест фрустрации Розенцвейга;

тест Сонди;

ТАТ, САТ, СОМОР.

 

Структура психологической помощи  пациентам:

(виды, формы, цели и задачи)

 

Основные мероприятия реабилитационно-клинического центра: 

Лекция – элемент  рациональной психотерапии.

Пациентам систематически, последовательно излагается информация о концепции заболевания и его особенностях, о процессе, средствах и инструментах выздоровления, о точках риска и стратегических направлениях развития ресурсов зависимых людей.

Ведущие: психолог, консультант, врач. 

Малая психотерапевтическая группа (МГ) –  вид групповой психологической помощи.

Пациенты сдают письменные задания, которые помогают укрепить желание прекратить употреблять наркотики/алкоголь/играть, увидеть проблемы вызванные употреблением/игрой, принять тот факт, что употребление/игра делает жизнь неуправляемой, а также  приобрести  навыки обращения за помощью, оживить чувство надежды и безопасности.

Пациенты получают помощь в выражении старой боли, проработки ригидных защитных механизмов, в исследовании корней зависимостей, ре-переживание и заживление старых травм, осознание и разрешение бессознательных конфликтов, поиск ресурсов для перестройки взаимодействия с окружающей средой. 

Ведущие: психолог и консультант.  

Тренинг – групповое терапевтическое мероприятие с использованием психотерапевтических, психокоррекционных методов, направленных на выработку форм и методов отказа от употребления психоактивных веществ (ПАВ) и игры.

Пациенты отрабатывают получаемую  информацию на практике,  усваивают наиболее эффективные стратегии действий и взаимодействий в различных ситуациях. Ориентируются на возможную профилактику действий в ремиссии с обсуждением факторов, обостряющих влечение к ПАВ и игре. Обучаются  новым способам построения отношений, осознавая свои ресурсы.

Ведущие: психолог. 

Мониторный час –  вид индивидуальной психотерапии.

Пациенту обеспечивается индивидуальный подход, что помогает легче перенести постабстинентный синдром (наркотический/алкогольный/игровой голод, тягу и влечение к употреблению), признать свою болезнь и неспособность самостоятельно справиться с ней. Специалист помогает пациенту разобраться в его индивидуальных особенностях, проблемах, оказывает поддержку,  уменьшает страх связанный с отказом от наркотиков/алкоголя/игры, помогает сформировать представление о будущем. Проводится работа с высоким уровнем притязаний и заниженной самооценкой пациента. Пациент  научается осознавать своё физическое, психологическое состояния, чувства, адекватно выражать их, самостоятельно снимать опасное напряжение. В процессе индивидуальных консультаций происходит также активизация личностных качеств и системы ценностей пациента.

Ведущие: психолог. 

Группа самопомощи – мини-модель городских групп Анонимного Сообщества АА, NA и т.д..

Пациент  с первых дней пребывания в стационаре знакомиться  со спецификой работы Анонимных Сообществ. Получает опыт участия в группе людей,  которые объединены общей проблемой, приобретает навык выражения своих мыслей, переживаний, чувств, учится принимать ответственность за свою трезвость, оказывать и получать эмоциональную поддержку и помощь в поиске решения проблем. Формирует убеждения, что это является ключевым звеном в процессе формирования нового круга общения, без которого долговременная ремиссия не возможна.

Ведущий: консультант. 

Выездная группа  самопомощи – посещение городских групп Анонимного Сообщества АА, NA и т.д..

Позволяет увидеть пациенту, что выздоровление это процесс, который не останавливается при выписке из центра, необходимость продолжать свое выздоровление в социуме. В сообществе АН\АА пациент видит людей с самими разными сроками чистоты, людей разного социального уровня объединенных одним духом и целью поддерживать трезвость от ПАВ, это позволяет укрепить мотивацию выздоровления, получить поддержку от «впереди идущих», взять на себя ответственность за свою жизнь, плавно и благоприятно социально адаптироваться.

Принцип: Когда тебе плохо - тебе нужна группа. Когда тебе хорошо - ты нужен группе.

Ведущий: консультант. 

Внеплановая индивидуальная консультация – заключается в работе с актуальным кризисным состоянием.

Проводится  по запросу пациента или на усмотрение психолога в случае «негативного» состояния пациента. Консультация направлена на решение острых, актуальных проблем возникающих в период выздоровления. Проводится психоэмоциональная регуляция, снижение уровня напряжения, тревожности, работа с психосоматическими симптомами. Оказывается помощь в разрешении конфликтных ситуаций.

Ведущие: психолог. 

Семейная сессия – плановая – семейное  психотерапевтическое  мероприятие.

Участниками семейной сессии являются родственники, пациент и психолог.

Проводится по завершению каждого месяца реабилитационной программы пациента с целью совместного анализа текущего процесса реабилитации. Подводится итог каждому из этапов реабилитации пациента, обсуждаются динамика выздоровления, возникающие сложности и пути их решения, ставятся задачи на следующий месяц.

Это уникальная возможность с помощью психолога увидеть не конструктивность существующего взаимодействия, отследить роли занимаемые членами семьи. Участники учатся более эффективно выражать свои чувства друг другу и строить взаимоотношения.

По завершению реабилитации между родственниками и пациентом заключается устный договор позволяющий всем чувствовать безопасность и обязанности соблюдения ограничений и поддержания реабилитационной среды за пределами центра.

Ведущие: психолог. 

Семейная сессия – внеочередная – семейное   психотерапевтическое  мероприятие.

Участниками семейной сессии являются родственники, пациент и психолог. Является психотерапевтическим вмешательством для стимулирования позитивных изменений пациента. Используется как правило на первых сроках выздоровления, в связи с тем что чаще проявляется сопротивление пациента реабилитационному процессу с помощью психологических механизмов защиты. В последующем такие защиты как отрицание, минимизация собственных потерь от употребления, проекции, обвинение,  мешают пациенту влиться в процесс, осознать свои заблуждения и мотивы поведения. В такие моменты психологическая интервенция, участие близких помогает минимизировать  сопротивление.

Ведущие: психолог. 

Итоги дня – групповое терапевтическое мероприятие.

Пациенты под руководством консультанта подводят итоги уходящего дня с целью анализа своего выздоровления, поведения, взаимоотношения с собой, другими пациентами и сотрудниками центра и использовать возможность конструктивно выразить подавленные чувства в течение дня.

Ведущий: консультант.

 

Вспомогательные  мероприятия реабилитационно-клинического центра: 

Спикерская – устное  изложение личной истории выздоравливающего наркомана/алкоголика со сроком трезвости более 1 года.

Формирование дополнительной мотивации пациентов на выздоровление. Дополнительная возможность включить человека с большим опытом выздоровления в свою систему поддержки, получить опыт другого человека, задать интересующие вопросы. 

Доска позитива/негатива – коррекционное мероприятие.

Возможность через вынесения благодарности или конструктивной критике научиться выражать свои чувства, вступать в контакт, с поведением окружающих сообщая о том, что может помочь построить более здоровые взаимоотношения и избрать новые формы поведения. Через проекцию пациент учится в самом себе отслеживать поведение, которое мешает его процессу выздоровления и выносит предложения по корректировке поведения, чтобы уменьшить возможность возврата к старому поведению и как следствие к употреблению. 

Просмотр тематических кинофильмов – психотерапевтическое мероприятие.

Художественные фильмы выбираются в соответствии с общей групповой динамикой и имеют определенную направленность. Целью просмотра является развитие реалистичных представлений о последствиях употребления психоактивных веществ. Последующее обсуждение тем и проблем, поднимаемых в фильмах, приводит к более глубокому пониманию сущности заболевания во всех его аспектах. 

Чтение программной литературы – коррекционное мероприятие.

Ресурсами, помогающими зависимому человеку на пути выздоровления, являются знания. Чтение программной литературы - это одна из возможностей приобретения этих знаний. Книга Анонимные Наркоманы и Анонимные Алкоголики – базовые тексты программы. Материалом для написания этой книги послужил личный опыт членов Сообщества Анонимных Наркоманов/Алкоголиков. Чтение этой литературы позволяет пациенту увидеть опыт выздоровления других людей, почувствовать сопричастность с другими выздоравливающими, лучше разобраться в сущности 12 шаговой программы. В книге «Жить трезвым» приводятся методы сохранения трезвости. А последующее обсуждение прочитанного материала с консультантом помогает расширить видение процесса выздоровления, углубить принятие наркомании и алкоголизма, как болезни. 

Трудовая деятельность –  трудотерапия.

Трудовая деятельность организована  по модели  «терапевтического сообщества» и представлена в виде ежедневной уборки помещений  центра, ежемесячных  субботников с уборкой территории центра. Кроме того, у  каждого пациента  существует дополнительная «ответственность»  «ответственный  по кухне», который следит  за порядком на кухне, накрывает и убирает после приёма пищи стол,  моет посуду,  следит за чистотой и порядком на кухне, «ответственный за мероприятия» следит за соблюдением  распорядка и  ведет учет литературы и  расходных материалов. 

Структура  психологической помощи  родственникам пациентов: 

Индивидуальная консультация – индивидуальная психотерапия.

Необходимым условием реабилитации является посещение родственниками индивидуальных консультаций с психологом. Цель этих встреч – ознакомить  близких с особенностями проявлений болезни. С этапами реабилитационного процесса, методами психотерапевтического воздействия. Дается информация о динамике пациента и индивидуальном плане лечения. На консультации родственники получают подробные рекомендации поведения с  зависимым человеком. Это дает возможность выработать эффективную стратегию взаимоотношений с целью поддержания дальнейшего процесса выздоровления. 

Лекция – элемент  рациональной психотерапии.

Проводится как разъясняющее мероприятие с целью информирования о концепции заболевания и его симптомах, раскрыть  понятие созависимого поведения и дисфункциональной семьи 

Групповое занятие для родственников –  вид групповой психологической помощи.

Мероприятие, сочетающее в себе лекционный материал и практические занятия тематического характера, позволяющее родственникам получить знания о 12 шаговой программе и заболевании пациента, а также информацию о созависимости и созависимом поведении. Участие  в группе дает возможность понять им зависимого родственника и разговаривать с ним на одном истов и  разделить свои переживания с другими участниками группы, получить позитивный опыт людей уже прошедших реабилитационную программу нашего центра.

 

 

Описание амбулаторной программы:

 

Персонал: 

Психолог – 1 сотрудник (специалист имеющие высшее психологическое образование и дополнительное образование в области хим. зависимости);

Консультант по химической зависимости – 1 сотрудник (специалист имеющие стаж трезвости более 3-х лет и высшее психологическое образование);

Врач  психиатр–нарколог – 1 сотрудник.

 

Общие цели и задачи стационарного этапа: 

обеспечение безопасного возвращения в неоднозначную с точки зрения выздоровления среду;

создание позитивного жизненного сценария и адаптационной устойчивости к агрессивной среде;

закрепление достигнутых результатов реабилитации в процессе  стационарной программы;

формирование мотивации антинаркотической устойчивости;

поддержание и развитие навыков трезвой жизни;

профилактика срывов и рецидивов заболевания;

устранение личностных и поведенческих расстройств, формирование целенаправленной нормативной личности;

продолжение процесса личностных изменений;

улучшение семейных и других межличностных отношений;

формирования эффективного социального функционирования. 

Методологические аспекты: 

Для  реализации  целей  и задач  стационарного этапа реабилитационной программы   используются:

задания программы «12 шагов»;

гештальттерапия;

трансактный анализ;

когнитивно-поведенческая терапия;

клиент-центрированная терапия;

рационально-эмоциональная терапия;

психодрама;

телесно-ориентированная психотерапия;

семейная психотерапия.  

Психодиагностика: 

Включает в себя осмотр врача психиатра-нарколога,  динамическое наблюдение с использованием  еженедельных протоколов психолога и консультанта, тестирование:

«самооценка психических состояний» по Айзенку;

«исследование самооценки» по Дембо-Рубинштейн;

проективные методики;

рисуночные тесты: Дом, Человек, Дерево, Два дома, Рисунок семьи, Пиктограмма, Автопортрет, Картина мира, Свободный рисунок, Несуществующее животное;

личностный дифференциал;

тест руки (Hand test);

методика "Агрессивность";

исследование памяти: «10 слов» (Леонтьев);

опросник САН (самочувствия, активности и настроения);

шкала депрессии;

"Неоконченные предложения";

диагностика структуры интеллекта тестом Амтхауэра;

прогрессивные матрицы Равенна;

методика исследования социального интеллекта;

тест коммуникативных умений Михельсона;

тест фрустрации Розенцвейга;

тест Сонди;

ТАТ, САТ, СОМОР. 

 

Структура психологической помощи  пациентам:

(виды, формы, цели и задачи)

 

В структуру программы входят:

индивидуальные, групповые, семейные консультирование - терапия;

участие в группах самопомощи типа АА /АН.

Параллельно с занятиями и терапевтическими сессиями пациенту предлагается вести дневник «самонаблюдения» эмоциональных состояний мыслей и поведения.

 

В своей работе специалисты используют методические и отчетные материалы созданные специально для данной работы с учетом особенностей и потребностей пациентов.

Ежедневно специалисты ведут отчёты по проделанной работе, отслеживая динамику группы и каждого пациента в отдельности. 

Внутренняя структура группового формата: 

шеринг - участники делятся своими эмоциями, чувствами, идеями, находками и осознаваниями (10-15 минут);

работа с актуальными переживаниями –  возможность эмоционального отреагирование, вербализация эмоций, эмоциональное проживание через эмпатическое слушание, в случае острого переживания через сострадательную эмпатию. Что позволяет пациенту ощутить психологическую близость, "теплоту", снизить ощущение одиночества. (Что вы сейчас чувствуете?)(15 - 40 минут);

домашние задание – 2 участника группы (20 минут на участника) домашнее задание для участников подбирают ведущие согласно актуальным переживаниям пациента;

перерыв (10 минут);

дискуссия – тема для обсуждения задаётся ведущими или участниками группы (30 минут);

тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем (45-60 минут);

игра – как психологический ресурс – развитие способности  контролировать происходящее, готовность активно действовать и преодолевать трудности, поиск психологических ресурсов, которые позволят восстановить и сохранить уверенность и самообладание (15 минут);

шеринг (10 минут).

Время занятий регламентируется согласно количеству пациентов 2 часа до 4 пациентов; 3 часа от 5 пациентов.

 

Индивидуальная консультация –  вид индивидуальной психотерапии.

Пациенту обеспечивается индивидуальный подход, что помогает легче осознать и преодолеть эмоциональные, поведенческие, когнитивные барьеры, препятствующие пониманию необходимости изменения форм собственного поведения.

Пациент выясняет как глубинные проблемы решались с помощью алкоголя или наркотиков, что приводит к переосмыслению ситуации, к осознанию, что выбранный ранее путь ведёт к заболеванию, деградации, смерти. Работает с ресурсным состоянием для снижения и блокировки тяги к ПАВ. Начинает проявлять и осознавать свои эмоции, формирует и закрепляет мотивацию на полное прекращение веществ изменяющих сознание.

Ведущие: психолог, консультант, врач. 


Психотерапевтическая группа –  вид групповой психологической помощи.

В процессе участия пациенты расширяют свой эмоциональный и социальный потенциал. Пациенты воспроизводят жизненный стиль и образцы поведения, которые стали свойственны в процессе употребления ПАВ, что помогает лучше осознать своё деструктивное поведение и формируют готовность брать на себя ответственность за собственную жизненную ситуацию и поведение во всех сферах жизни.

Исследуются и разрушаются  индивидуальнее ролевые стереотипы приобретённые в наркотической среде. Развивается готовность, способность и ответственность за собственные ценностные представления. Приобретается чувство ценности собственной личности, уважение и терпимость к мнениям, чувствам и стилю жизни других людей.

Пациенты становятся способными глубже исследовать ситуации повышенного риска, изменить представления о рецидиве, приобрести и развить навык переключения внимания с влечения на внешние факторы.

Ведущие: психолог, консультант. 

 

Семейная сессия – семейная   психокоррекция.

Работа с семьей осуществляется с целью формирования и реорганизации семейной среды нормативного функционирования. Прорабатываются чувства членов семьи, способы их выражения, семейные роли, правила и  внутри семейные отношения при формировании зависимости от ПАВ, а также существующие отношения созависимости.

Это улучшает взаимодействия между членами семьи, и функционирования семейной системы в целом. В результате общения семьи друг с другом, происходит выход семьи из замкнутого круга проблем и конфликтов в  гармоничные взаимодействия, диалога между членами семьи, способствующего не только сохранению, но и продуктивному развитию семейных отношений, что способствует созданию и укреплению безопасной реабилитационной среды для выздоравливающего от ПАВ.

Ведущие: психолог, консультант.

 

Описание программы реабилитации